МЕТОД ФОКУСИРОВАННОЙ ГЕНОГРАММЫ
в работе Реабилитационного центра.
Сфера применения:
- социальная реабилитация,
- прикладная психология.
Область применения:
- диагностика
- консультирование
- коррекция
- реабилитация
Цель:
показать значимость семейной структуры путем идентификации личности ребенка по отношению к ней.
Задачи:
- Показать связь между поколениями внутрисемейных взаимоотношений и их влияние на семью.
- Оказать помощь семье, ребенку конкретизировав и визуализировав проблему.
- Помочь в идентификации ребенка в семейной структуре.
- Показать ценность семейных отношений и единство семьи.
- Определить значимость ребенка в принятии общих решений семьи и разделении ответственности за них.
Этапы работы:
- Установление контакта с семьей, признание и уважение в отношении сообщаемых сведений.
- Погружение в семейную историю и состояние «охваченности» ею.
- Построение структуры семьи - описание системы внутрисемейных взаимоотношений за 3 - 4 поколения.
- Формирование запроса - локализация проблемы.
- Коррекция и реабилитация.
Методы и техники коррекции и реабилитации семьи:
- Проигрывание ролей друг друга.
- Молчание (намеренное бездействие).
- Указания (директивы).
- Семейная дискуссия (обсуждение).
- Обусловленное общение (в привычное в семье вводится новый элемент)..
- Циркулярное интервью членов семьи.
- Позитивная коннотация (положительное переопределение проблемы / симптома).
Прогнозируемые результаты:
- сформированы партнерские отношения,
- наблюдаются видимые изменения во взаимоотношениях между членами семьи,
- минимизирована информационная депривация членов семьи,
- повышена мотивация детей и родителей в отношении решения имеющихся проблем,
- мобилизованы личные и ресурсы семьи для самостоятельного решения проблем,
- появилось чувство стабильности и контроля собственной жизни, позитивный потенциал.