МЕТОД КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
в работе Реабилитационного центра
Цель: восстановление нормальной функции (ортофункции) и, как следствие, адаптация к нормальному образу жизни, характерному для данного возраста, и социализации.
Основные правила кондуктивного воспитания двигательных навыков:
-
Воспитываются только те двигательные навыки, которые встречаются в жизни. Не применяются специальные коррекционные исходные положения и специальные коррекционные движения, если они отличаются от использующихся в повседневной жизни.
-
Обучение удержанию равновесия и контролю за положением тела в пространстве.
-
Обучение устойчивому сидению
-
Обучение устойчивой вертикальной позе.
-
Обучение ходьбе.
-
Манипуляционная мануальная деятельность.
-
Самообслуживание.
-
Движение должно выполняться максимально самостоятельно. Как только ребенок способен самостоятельному выполнению движений, помощь ему не оказывается. Используются приемы для облегчения самостоятельного выполнения движений. Например, фиксация рук или сцепления рук в замок перед собой при гиперкинетических формах ДЦП.
-
Воспитание правильного ритма движения. Использование ритм-задающих песен и стихов при выполнении всех упражнений.
-
Постоянный звуко-речевой самоконтроль за правильностью выполнения упражнений («Я стою прямо. Мои колени самые прямые. и т.п.) и постоянный акцент на усвоении «схемы тела».
-
Последовательность выполнения упражнений во время занятий отражает последовательность развития двигательных функций у человека. Обычно в начале занятия используется исходное положение лежа, затем сидя, затем обучение вставанию и отработка ходьбы. Всегда идут от более простого исходного положения к более сложному, от более простого движения к более сложному.
Основополагающие идеи А. Пето, используемые в работе центра :
-
как можно более раннее и систематическое начало коррекционно-педагогической работы,
-
ведущая роль родителей, особенно матери процессе педагогической реабилитации,
-
интенсивная кооперация между матерью и ребенком в достижении реабилитационных задач, а так же образ жизни в целом,
-
особая роль мотивации в педагогическом процессе,
-
принцип игротерапии и игропедагогики как один из специфических способов формирования устойчивой мотивации у ребенка,
-
принцип формирования социально значимых потребностей и стимулирования активности ребенка к их удовлетворению,